Представление педагогического опыта

Нетрадиционные техники рисования в детском саду

 

Творчество неразрывно связанно с судьбами и цивилизациями, со смыслом человеческой истории. Оно является не приходящим источником жизни человека и его способности к преобразованию и совершенствованию деятельности. В настоящее время проблема творчества стала настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Формирование личности, способность творить под знаком красоты, является актуальной задачей и для современной педагогической теории и практики.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Задача педагога – подвести ребенка к самостоятельному поиску и выбора способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования их выразительные возможности при создании рисунков.

Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.

В науке изучают разные аспекты проблемы детского художественного творчества. Оно рассматривается в условиях общего и эстетического воспитания как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирование эстетически развитой личности. Согласно выводам ученых (Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др.), каждый ребенок способен к успешному, полноценному художественному творчеству в области искусства, наиболее близкой ему, соответствующей его индивидуальным и психологическим особенностям.  Известный исследователь детского творчества  Е.А. Флерина утверждает, что детское творчество непосредственно,  эмоционально, правдиво, содержательно. Его отличает смелость, ритмичность красочность и декоративность.

Творческий процесс сложен и определяется во многом индивидуальными особенностями личности. По мнению  Л.С. Выготского, творческие занятия с детей не могут быть  ни обязательными, ни принудительными, и могут возникать только из детских интересов.

Продуктивное творчество предоставлено не равномерно в различных видах детской художественной деятельности. Главным образом оно выявляется в  изобразительной деятельности.

Т.С. Комарова определяет изобразительное творчество для детей дошкольного возраста как процесс создания субъективного нового (для ребенка) продукта (рисунка, скульптурного изображения), в который малыш вкладывает свои значения, представления, эмоциональное отношение к изображённому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства.

В процессе творчества ребёнок реализует потребность выразить в конкретно - чувствительной форме свои эстетические представления и переживания, вызванные воспитание окружающего мира форм, звуков, красок. Красота, совершенство сделанной вещи, вызывает удивление и наслаждение собственными созидательными способностями и силами, и общим эмоциональным подъемом переходят в осознание своей ценности не только для себя, но и для людей, в утверждении своего достоинства. Приобщение ко всем сферам художественной деятельности –изобразительной, декоративно и конструктивной позволяет детям на основе фантазии осмысливать природные формы  и создавать произведения разных видов на плоскости и в объеме .

В числе самых больших загадок детского творчества, по мнению исследователей, является парадоксальное сочетание наивности и авторитарности, то есть абсолютной универсальности ребенка в своих творческих способностях.  В психологии в связи с этим выведены две противоположные формулы творчества: «Взрослый рисует так, как видит»,  «Ребёнок рисует так, как знает».

Картина мира, выраженная в рисунке, обязательно заключает в себе главные атрибуты мироздания – солнце, небо, землю. Остальное – по индивидуальному выбору. Ребенок не боится банальности. Его нисколько не заботит, что на рисунках других детей тоже есть солнце, и небо. Потому что искусство здесь не цель, а средство освоения мира, и в творческом акте рождаются образные модели существа жизни.

         Создавая изображение, ребенок осмысливает качество изображаемого предмета или явления запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с этой передачей действия. В процессе рисования или лепки ребенок испытывает разнообразные чувства (радуется красивому изображению любуется им. Огорчается, если что-то не получается, старается добиваться результата).

        Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передавая сюжет, вносит в изображение свои чувства, свое понимание. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста. Творчество проявляется у него не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда когда создает изображение по заданию педагога, если предоставляется возможность определять композицию, технику изображения, вносить интересные дополнения. По мере овладения изобразительной деятельностью усложняются и творческое решение изобразительной задачи. Любое проявления самостоятельности, творчества педагог, несомненно, поощряет.

        Исследователями убедительно доказано, что творчество ребенка – дошкольника возможно во всех видах изобразительной деятельности. Большой потенциал для развития детского творчества заключён в деятельности по созданию изображений в нетрадиционных техниках.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой «Природа, искусство изобразительная деятельность детей».  Я нашла очень много интересных идей и выясняла, что для каждого возраста используется свои техники рисования

 

 

В огромном мире видеть вечность,

                                                         Огромный мир - в зерне песка,

                                                                В единой горсти – бесконечность.

                                                    И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк.

 

Актуальность работы.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинать её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, от пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Поэтому я решила применить в своей  деятельности нетрадиционные техники рисования.       Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Работу с детьми по данной теме начала со старшей и подготовительной групп.

Ребята активно включались в работу и с большим интересом поддерживали все мои идеи и новшества. За год мы познакомились с семью нетрадиционными техниками. (Приложение №1)

Как воспитатель понимаю, что рисование с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.   После выполнения работ, мы с ребятами обсуждали наши «произведения» (так мы с ними договорились их называть). Это вызывало массу положительных эмоций, развитию  детского воображения не было предела, и мнение каждого ребенка выслушивалось до конца. Дети придумывали сюжет на следующее занятие или для рисования дома. Иногда и случались неудачи, но с этими трудностями я справлялась легко. Предлагая ребенку тут же и сейчас пойти и снова вместе нарисовать новое «произведение», или подумать и нарисовать дома. На следующий день мы рассматривали и анализировали выполненные работы. Готовые работы всегда доставляли радость детям.

Через год я начала работать с детьми ясельной группы, и продолжила заниматься нетрадиционными техниками, но уже использовала индивидуальную (или подгрупповую) форму работы с детьми. В адаптационный период, это помогло мне быстрее найти подход к каждому малышу, если ребенок находился в плаксивом  состоянии, рисование нетрадиционными техниками позволяло  ему, немного забыть о родителях, довериться воспитателю. После чего он быстро отвлекался  и начинал играть с хорошим, веселым настроением. Смело могу сказать, что детям доставляет огромное удовольствие узнавать что – то новое.  ( Приложение №2 )                               

   Для занятий со все группой мною был разработан цикл «Рисуем пальчиками» (Приложение № 3) Рисуя пальчиками, дети погружались в мир ярких красок, впечатлений: удивлялись, радовались, восхищались. …..

Знакомясь с новой литературой по нетрадиционным техникам, блуждая по «просторам» интернета я натолкнулась на методику песочная терапия. И подумала, а почему бы не попробовать это с моими малышами. Ведь песок – материал, который доступен и прост в использовании для детей данного возраста.

Как говорил Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии: «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

 В осенний период при игре в песочнице мы с детьми познакомились со свойствами песка. В группе в центре  «воды и песка» начали ставить маленькие эксперименты и опыты. (Приложение №4)

Это и стало выбором в знакомстве со следующее нетрадиционной техникой рисование на песке. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Маленькие дети с огромным удовольствием рисуют песком. Песок очень хорошо помогает развитию мелкой моторики. А, кроме того, ребенок учится различать текстуру различных веществ. Ведь для рисования можно использовать не только сухой, но и влажный песок.

В процессе игры с песком, с фигурками из различных материалов у детей развивается интерес к окружающему миру, наблюдательность, стремление узнавать свойства предметов. Это побуждает различать, называть, действия, предметы, качества, свойства, признаки, отношения. Таким образом, развивается мышление, пополняется и активизируется словарный запас.           Кроме того, дети, занимающиеся рисованием, гораздо более стрессоустойчивы. И это неудивительно – песок помогает ребенку избавиться от негативных эмоций, расслабиться и снять нервное напряжение. (Приложение № 5)

В начале учебного года, на родительском собрании  познакомила родителей с нетрадиционной техникой рисования на  песке. (Приложение № 6) Предложила попробовать, изобразить простейшие рисунки, которые будем рисовать с детьми. (Приложение № 7) После рисования родители  заполнили  анонимные анкеты.  (Приложение № 8) Проанализировав, анкеты я выяснила, что родителям было очень интересно, эта деятельность успокоила и вызвала положительные эмоции. Все родители согласились, чтобы их дети занимались нетрадиционной техникой рисования на песке. Я считаю, что  песок забирает негативную энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

 

                                                               Что нужно для игры в песок?

                                                                       А нужно, в сущности, так мало:

                                                           Любовь, желанье, доброта,

  Чтоб Вера в Детство не пропала.

                                                              Простейший ящик от стола –

                                                          Покрасим голубою краской,

                                                        Горсть золотистого песка

                                                             Туда вольется дивной сказкой.

                                                     Игрушек маленьких набор

                                        Возьмем в игру...

                                  Подобно Богу

                                                           Мы создадим свой Мир Чудес,

                                                    Пройдя Познания Дорогу.

Посмотреть приложение

 

 

 

 

 

 

 

Суббота, 20.04.2024, 12:40
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 29
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

счетчик посещений besucherzahler
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz